Календарь развития ребенка 10-ти месяцев жизни (что умеет ребенок в 10 месяцев?)

Календарь развития ребенка 10-ти месяцев жизни (что умеет ребенок в 10 месяцев?)

Стремительно развивающийся малыш каждый день преподносит родителям сюрпризы, новые умения и навыки приобретаются мгновенно, а все потому, что он в этом возрасте подобен зеркалу – повторяет все движения и жесты родителей, старших братьев и сестер, детей на игровой площадке. Стоит один раз показать ребенку, как  толкнуть машинку, он сразу же пытается повторить это действие. Карапуз, взяв пульт, направляет его в сторону телевизора, «разговаривает» по телефону, которым могут служить абсолютно все подобные по форме предметы, «читает» газету, при этом поправляя очки на переносице. Такие привычные для взрослых манипуляции становятся не только потехой в детском воспроизведении, но и свидетельствуют о способности малыша к самостоятельному обучению путем подражания.

Осязание

Навык ползания становится основным способом передвижения по дому, причем малютка уже ползет, не сосредотачиваясь на технике выполнения, он полностью освоил этот навык, и теперь имеет возможность самостоятельно решать в каком направлении направиться. При этом кроха может делать остановки, заметив на полу крошку, брать ее двумя пальчиками, что тоже свидетельствует о новом этапе развития мелкой моторики – раньше он не мог выполнить это действие, для захвата требовалась работа всех пальчиков.

Любознательность исследования окружающего его мира не ограничивается тактильным контактом, ребенку хочется попробовать все на вкус, понюхать заинтересовавшую его вещь, и даже порвать либо сломать ее. Такие изучения не свидетельствуют о небрежном отношении к вещам, поэтому ругать малыша за сломанную хрупкую игрушку не стоит. Предоставьте ему возможность изучать строение предметов и возможность их деформации, при этом ограничив диапазон. Выделите журнал для «чтения», который можно порвать и помять, купите разборную игрушку, например гусеницу Fisher-Price или набор матрешек с неплотным зажимом.

Для развития моторики рук и пальчиков можно сделать для малыша ящик, в котором будут храниться его игрушки, для этого необходимо:

  1. обычный картонный ящик небольших размеров (50х50-50), при этом закройте верхнюю сторону. Обклейте цветной самоклеющейся бумагой, стороны сделайте разными цветами, а из остатков можно вырезать фигурки и наклеить их поверх основного цвета (например, мордочку кота синего цвета наклейте на желтую сторону). Можно сделать это вместе с малюткой, ему будет интересен не только сам процесс преображения коробки, но и ощущение прилипания к ладошкам кусочка бумаги;
  2. вырежьте в боках отверстия разных форм и размеров (при этом малыша лучше удалить от процесса). С внешней стороны приклейте «шторки» из нитей новогоднего дождика на одно из отверстий, малышу будет интересно преодоление такой преграды;
  3. положите внутрь коробки игрушки разных размеров, и покажите крохе как их оттуда достать и класть обратно. Если ребенок не может достать какую-либо игрушку, большую по размерам, чем отверстие, покажите ему с какой стороны оно больше, и помогите ее достать. Эта игра так понравится крохе, что, вероятнее всего, станет любимой в ближайшее время.

Органы чувств

Зрительный аппарат продолжает совершенствоваться, при этом этот процесс ускоряется из-за новых возможностей малютки (срабатывает цепная реакция развития). Ползающий кроха тренирует зрение регулярной сменой зрительного угла, а освоение навыков ходьбы предоставляет возможность в очередной раз улучшить панорамность воспринимаемых изображений предметов.

Смена положения тела в пространстве предоставляет возможность тренировки зрения, при этом с каждым днем улучшается восприятие глубины, дальности, высоты и местонахождения предмета. Увеличивается также и зрительное поле малютки. Для того чтобы более четко понять скорость развития зрительного аппарата, приведем пример на остроте зрения:

  • у подростка она составляет 14/10 или 1,4 доли;
  •  у новорожденного – 1/20 или 0,05 доли;
  • у ребенка 9 мес. – 3/10 или 0,3 доли;
  • а у годовалого малыша – 4/10 или 0,4 доли.

За три месяца острота зрения увеличивается на порядок, что свидетельствует о быстротечности этого процесса вследствие возникновения новых триггеров к развитию.

Слуховой аппарат также продолжает совершенствоваться. Если раньше малютка мог слышать негромкие звуки, источник которых находился не далее 3-4 м. от ребенка, то теперь, постепенно, это расстояние будет увеличиваться до 6-7м. Именно поэтому, для дальнейшего развития, и необходимо предоставлять малышу возможность слушать различные звуки и мелодии.

Следует продолжать упражнения с искажением  и изменением голоса, тембра и громкости звучания. Также можно усложнить и уже знакомую игру с шепотом, если раньше это необходимо было делать на ушко малышу, то теперь следует постепенно отдаляться от крохи. Можно совместить такие тренировки с игрой в прятки, при этом подзывая малыша не громким зовом, а еле слышным шепотом. Следите за тем, чтобы он все же слышал вашу речь, если этого нет – следует немного «прибавить громкости».

Общение

Ребенку все больше нравится находиться в обществе взрослых и родных, ему интересны разговоры, даже если они ведутся без прямого обращения к малышу, а между взрослыми. Он внимательно наблюдает за жестами, интонациями, мимикой, и пытается их копировать, при этом становясь центром внимания и поощрения.

Малыши этого возраста становятся более избирательны, и если раньше маме удавалось завлечь малыша игрушкой, а самой заниматься своими делами, лишь приглядывая за крохой, то сейчас он будет требовать ее активного участия в играх. Большинству малюток очень нравится рассматривать книги, при этом показывая пальчиком на мелкие элементы – жука в цветке, кота в окошке или птицы, парящей в небе. Можно разнообразить такое чтение следующим образом:

  1. сядьте с малышом на диван, положите перед ним фотоальбом с фотографиями;
  2. попросите ребенка показать маму, папу, бабушку, его самого. После каждого правильного ответа хвалите ребенка, если же малыш ошибается – покажите сами (можно его пальчиком) где этот человек изображен;
  3. следует не только просить кого-либо показать, но и задавать вопросы типа «Кто это?», «Рядом с мамой кто стоит?», «А есть здесь кот?» и пр. Такие вопросы будут стимулировать малыша к разговору, ведь на них нужно отвечать, а не просто показывать пальчиком на изображения.

Десятимесячный карапуз уже не только умеет разговаривать и поддерживать беседу с взрослыми, но и выражать свои желания без крика и плача. Некоторые малыши показывают пальчиком на желаемый предмет или часть тела, которой выполняют действие (например, прося пить, малыш касается пальцем губ), а «говоруны» даже освоили связь между словом «дай» и действием, чем активно пользуются в таком юном возрасте. Конечно же, лепет и произношение слов отличаются от правильного, но главное, чтобы мама понимала своего ребенка.

Если малыш уже сделал свои первые самостоятельные шаги, то можно ходить с ним на детскую площадку не только наблюдать за играющими детьми, но и присоединиться к ним. Конечно же, сам малютка не сможет пойти к деткам, маме придется идти и поддерживать его за ручки, но такие прогулки просто необходимы! Доказано, что в равном социуме (т.е. в детском коллективе) малыш скорее научится не только ходьбе, но и простым действиям (копанию лопаткой, толканию машинки и пр.), нежели под руководством мамы. Наблюдения не одной группы ученых, проводивших параллели скорости развития малышей, пришли к выводу, что ребенок в несколько раз быстрее овладевает навыками, подражая немного старшим от него детям, нежели маме. Именно поэтому необходимо обеспечить ребенку регулярное и полноценное общение с детьми, так он не только будет получать новую информацию, но и социальное взаимодействие, а именно – общение.

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.