Роль развития мелкой моторики у ребенка в 10 месяцев

Роль развития мелкой моторики у ребенка в 10 месяцев

Взаимосвязь развития отдельных умений и навыков моторики рук с психическим развитием доказана не одним ученым-исследователем, причем первые такие выявления корреляции датируются II в. до н.э.

Современные ученые, которые занимались изучением этого явления, написали немало трудов, подтверждающих прямую связь работы мелкой моторики и головного мозга (В.М. Бехтерев, Е.М. Мастюкова, В.А. Гиляровский и др.).

Влияние и взаимосвязь

Обратите внимание, как работает логопед-дефектолог с детьми: он не просто учит правильно произносить слова и слоги, а применяет двигательно-кинестетическую стимуляцию, т.е. игры и упражнения, которые совершенствуют работу мелкой моторики рук. Именно такие упражнения составляют 40% занятия, что само по себе уже свидетельствует о важности этого элемента в общем развитии малыша.

Очень часто задержка речи становится последствием недоразвития моторики, и для того, чтобы разговорить малыша, необходимо сначала направить усилия на ее корректировку. Параллельно с развитием моторики происходит расширение двигательного отображения кистей и пальцев рук в коре головного мозга (его строение ярко отображает причины этой связи: двигательная область коры головного мозга включает в себя речедвигательную зону). Именно поэтому изначально формируется и совершенствуется двигательный навык, который и влечет за собой речевые артикуляции слогов, а после и полной речевой функции.

Примеры

Существуют нормы возрастного развития мелкой моторики, по которым компетентный специалист способен определить уровень общего развития ребенка. Например, десятимесячный малыш должен уметь не только управлять пальцами рук при захвате предмета, но уже уметь совершать это действие двумя пальчиками (пинцетный захват). При этом рука не должна быть напряжена, движения должны быть свободными и не скованными.

Для развития мелкой моторики необходимо играть с ребенком в игры, предусматривающие введение новых, требующих большей концентрации, движений:

  1. при рисовании пальчиковыми красками следите за тем, чтобы малыш рисовал одним пальцем, причем следует попеременно менять «работающую» руку (право-лево). Также просите ребенка повторять за вами – нарисовать круг, прямую линию, обвести небольшой предмет (конечно, идеального выполнения этих действий не будет, но все достижения требую практики);
  2. тренируйте мелкую моторику при помощи мелких предметов, например, рассыпьте несколько зерен гречки или пшеницы, малыш уже должен собирать их не всеми пальчиками, а двумя. В этом упражнении также следует следить за сменой работающей руки;
  3. можно разнообразить игры с крупами, насыпанными в глубокие посудины, для этого положите в них несколько игрушек, в «погоне» за ними малыш будет не только совершенствовать моторику рук, но и получит интенсивный массаж нервных окончаний кожных покровов;
  4. можно приобрести крупную мозаику, конструктор, башенные блоки, шнуровки – эти игрушки рассчитаны на совершенствование движений рук, а также развивают логическое мышление и воображение.

Также не стоит отказываться от пальчиковых игр, их существует огромное множество, поэтому не составит труда удивить кроху новой:

«Карандаши»

  • Будет Дима рисовать, (раскрываете ладошку малыша)
  • Холст бумаги уж готов, (щекочете ладонь)
  • Нужно карандашик взять
  • Выбрать среди множества цветов! (щекочете пальчики)
  • Стоят они все дружно,
  • Но выбрать лишь один нам нужно!
  • Этот синий – нарисуем небо (перебираем поочередно пальчики, при этом рисуя им на второй ладошке)
  • Этот желтый – в небе солнца свет!
  • Красный – маки в поле стоят дружно,
  • А зеленый – для травы хороший цвет.
  • А последний карандаш,
  • Яркий маленький малыш.
  • Его осталось совсем немного,
  • Мы рисовать им будем дооолго!

Аналогичным образом можно рисовать на ладошках зверей, дома, машины и даже папу, главное – сопровождать такой массаж веселой потешкой, тогда ребенку не надоест эта игра. Также можно показать малышу, как рисовать пальчиком на запотевшем окне или зеркале, такая игра не только развивает мелкую моторику, но и зрительный аппарат.

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.