Читая литературу, касающуюся детей, неважно даже какого возраста, очень часто встречается и режет глаз слово «должен» — в 6 месяцев малыш должен сесть, в 10 – сделать первый шаг, в 1,5 года – говорить больше 15 слов и так далее, вплоть до взросления. Конечно, это слово встречается и по отношению к уже взрослым людям, но в таких случаях оно воспринимается не так категорично, сказывается влияние социальных рамок и канонов. А если попробовать разобраться в понятии «что должен ребенок», и верно ли оно, применяясь по отношению к маленьким личностям?
Мои правила
Каждая мама имеет в рядах своих знакомых таких же озабоченных вопросами жизни и развития маленьких детей мам. И, наблюдая за одинаковыми по возрасту малютками, замечает ощутимую разницу: один малыш начал ходить в 10 месяцев, в то время как второй в это время только научился сидеть, третий же вовсю болтает на своем языке, при этом совмещая в одно «слово» по три-четыре разных слога. Вот и первый звоночек, сигнализирующий о том, что ребенок никому и ничего не должен, он развивается согласно индивидуальным нормам, задаткам и особенностям. Конечно, речь не идет о малышах, имеющих реальные проблемы по медицинской части (например, ребенок с тонусом ножек, не стоящий из-за него на ножках).
Современная литература пестрит разнообразием авторов и их методик развития малышей, но неоспоримыми преимуществами и действительно реальными фактами могут похвастать немногие. Для того, чтобы прийти к собственным выводам и заключениям, касающихся воспитания, следует прочитать не одну книгу, услышать несколько мнений, и выбрать из них то, что наиболее оптимально подойдет именно вашему ребенку. Мой личный опыт такого чтения принес несколько силлогизмов, которыми успешно пользовалась в личной практике воспитания годовалого сына:
- творение Масару Ибуки возглавляет список полезных книг, и подлежит периодическому повторному прочтению согласно оглавлениям. Так, например, его вывод о своевременном привитии ребенку понятий «плохо и хорошо» должен проходить не раннее 2 лет. Малыши воспринимают эти понятия как характеристики «интересно и неинтересно», соответственно, для них не может быть плохим поступок, который было интересно совершать (например, разукрашивание папиного паспорта);
- также Масару открыл новую ветвь в чтении книг, сказок и стихов ребенку. Необходимо не только их читать малышу и в свое время учить, но и выбирать литературу! Целью таких занятий с ребенком являются не только развитие памяти и воображения, но и воспитывание чувства прекрасного, благородного, истинного и качественного, а именно – любви к подлинным вещам (дружбы, взаимопомощи, доброты, силы духа и пр.);
- не существует слишком ранних предметов и методов развития малыша. Его мозг способен воспринимать информацию в любом возрасте, вопрос стоит лишь во времени – раньше или же позже малыш проявит свои знания?;
- Мария Монтессори открыла и донесла мысль о правильном развитии ребенка. Так, не нужно его учить, правильным подходом будет поддержание мотивации к развитию. А при соблюдении этого правила стремление к обучению сохранится на всю жизнь, а ведь именно это является первым из залогов становления успешной и полноценной личности;
- Мария Монтессори, впрочем, как и супруги Никитины, советует не мешать малышу в начинаниях. Не приложив усилий к совершению какого-либо действия, малыш не сможет получить ни опыта, ни знаний. Так, не стоит спешить выполнить за ребенка то, что ему не удается – дайте ему возможность поэкспериментировать в своих действиях;
- не существует занятий, которые не принесут определенный объем пользы. Даже самое простое и привычное дело обучает ребенка, и это могут быть как физические навыки, так и эмоциональные или духовные.
Перечислять их можно до бесконечности, цитируя каждую вторую строчку книг этих авторов. Да, для себя я выделила всего три книги (примерно из 15), для меня они стали наиболее близкими по восприятию самого процесса воспитания (а скорее обоюдного развития – моего и сына).
Каких правил и канонов по отношению к собственному ребенку придерживаться – это выбор каждого отдельного родителя (даже не семьи). Именно поэтому все детишки разные, со своим характером, предпочтениями и прихотями, и это так же естественно, как и то, что таланты не рождаются, а воспитываются.
Add a Comment