Последний месяц перед наступлением первого Дня Рождения малыша полон трепетного ожидания наступления этой даты родителями и все более стремительным развитием крохи. Именно это событие становится чертой, отделяющей младенчество и детство, малыш из беспомощного крохи превращается в полноценного человека со своим характером, желаниями, предпочтениями и повадками. Нередко ребенок манипулирует взрослыми слезами и криком, а ведь это одно из проявлений осознания человеческих взаимоотношений и взаимодействий!
Осязание
Большинство малышей уже вполне уверенно стоят на ногах, при этом перебирая ручонками игрушку, делают самостоятельные шаги, которые уже не напоминают семенящий бег перед падением, а являются твердыми и неспешными. Также малыш уже научился самостоятельно присаживаться и приседать со стоящего положения, но вот технику поднятия из приседания он еще не освоил, этот навык выработается ближе к 14-15 (1,2-1,3 года.) месяцам.
Теперь малыш становится более самостоятельным, и может ходить по дому, делая небольшие передышки, самостоятельно, а некоторые крохи и вовсе требуют, чтобы мама их не трогала во время изучения дома. Такая самостоятельность становится прекрасным триггером к развитию и изучению всевозможных предметов, малыш не только научился передвигаться в нужном ему направлении, но и может взять интересующий его предмет, ведь держаться за опору ему больше не нужно. Так, ребенок может достать книги из полок, пульт от телевизора или же мамины вазоны с цветами, при этом последствиями таких изучений становятся напрочь испорченные вещи и безумно довольный карапуз.
Для удовлетворения любопытства малютки, а также потребности в развитии, оставьте в доступности те предметы и вещи, которые разрешено трогать и брать. Это могут быть старые журналы, бусы на леске (она не рвется), пластиковая чашка с ложкой, полотенце с нашивками – такие предметы способствуют развитию и совершенствованию мелкой моторики, а факт их непричастности к игрушкам очень порадует маленького любознайку.
Органы чувств
Зрительный аппарат совершенствуется и развивается, так, острота зрения в среднем уже равна 0,4 доле (это показатель имеет диапазон 0,3-0,6, которые также считаются нормой). Заметны и новые зрительные навыки малыша, например, теперь он полностью освоил пространственное восприятие вещей, их глубины и высоты.
Обратите внимание, теперь малютка, оказавшись на диване, не спешит слезать с него, а все потому, что он, благодаря двигательным навыкам, осознал понятие высоты, на которой он находится. И если раньше ребенок «считывал» информацию об опасности с мимики и интонации речи мамы, то теперь и сам прекрасно справляется с анализированием пространственных характеристик.
В 1 год необходимо посетить офтальмолога, который, при наличии жалоб, проведет проверку зрения малыша. Например, та же острота зрения проверяется следующим образом:
- малыша ставят на разостланный на полу белый ковер, с начерченными на нем отметками с определенным промежутком;
- один глаз прикрывают повязкой, после чего около дальней отметки кладут белый мяч большего диаметра (4см.). Всего же имеется 4 шара, с диаметром 0,7см., 1,5см., 2,2см., 3см. и 4 см.;
- мама обращает внимание малютки на шарик и просит его принести или взять;
- если малыш выполняет задание – на место дальней отметки кладут на порядок меньший шар, и так до тех пор, пока кроха будет видеть их и выполнять просьбы;
- если же малыш не видит большой шар у дальней отметки – его перекладывают на ближнюю отметку, и так до тех пор, пока малютка его не увидит;
- по результатам теста и делаются выводы об остроте зрения малыша.
Слуховой аппарат также продолжает развиваться, увеличиваются громкостные пороги слуха, малыш уже не только может услышать тихий шепот, доносящийся из другой комнаты, но и определить сторону, с которой он доносится.
Также малыш тренируется и в воспроизведении разных звуков, он может гулить, при этом то снижая, то увеличивая громкость голоса. Такие упражнения являются тренировкой не только речевого аппарата, но и слухового. Также малыш в процессе такой игры может прикрывать ладошками уши, слушая свой голос и экспериментируя с интонациями и тембрами.
Общение
Этот возрастной период является первым испытательным в опыте родителей, ведь на него приходится первый кризис. Малыш упорно игнорирует родительские запреты, требует самостоятельности в своих действиях, а получив ее – горько плачет, ведь не всегда задуманное удается выполнить (сказывается недостаточность опыта и навыков). Малютка может оттолкнуть мамину руку, поддерживающую при попытке залезть на диван, и тут же расплакаться, как кажется родителем, не из-за чего. Сложности появляются и в привычных делах, например, кормлении, переодевании, выходу на прогулки и возвращению с нее домой. Малыш становится непоследователен в своих желаниях, его невозможно уговорить покупаться, а позже – выйти из ванной, и такое поведение наблюдается абсолютно во всем.
Причинами такого поведения малыша зачастую являются:
- отрицание запрета, невыполнения требований или просьб. В таких ситуациях, зачастую, малютка не просто плачет или кричит, а всевозможными способами проявляет свое настроение, например, может ударить маму, или же убежать от нее;
- неудавшиеся манипуляции – малыш требует немедленного выполнения его требований, ежеминутного внимания и непрерывных игр. При этом часто проявляет их истерическим плачем, паданием на землю или напротив, тихим скулением и заглядыванием в глаза;
- банальная усталость. Соблюдение четкого графика дневного сна становится испытанием для ребенка, ведь сейчас в его жизни наблюдается очередной рывок двигательной активности. Поэтому, даже если малыш уже перешел на одноразовый дневной сон, необходимо строго следить за самочувствием малютки, и при необходимости уложить его отдохнуть;
- страх – малыш боится остаться без мамы, а ведь именно сейчас он начинает полностью осознавать, что он и мама – это не единое целое, а две отдельные единицы. Поэтому ее отлучение, даже на пять минут, становится испытанием стойкости не только крохи, но и самой мамы.
Проявления кризиса первого года не обязательно проявятся в ежедневных истериках и «концертах», напротив, малыш может проявлять их один раз (день) в неделю или две, а может и голосить и тужить несколько дней подряд. Главным и единственно правильным поведением мамы будет ласка и терпение, но ни в коем случае нельзя идти на поводу у ребенка (например, разрешать делать то, что категорически нельзя). Отвлекайте малыша, заманивайте играми и игрушками, обнимайте, пойте ему, рассказывайте сказки и потешки, но ни в коем случае не игнорируйте плачущего малыша.
Но, несомненно, этот возраст выделяется не только проявлением первых манипуляторных ноток, но и заразительным смехом и хохотом малыша. А также его первыми проявлениями любви к близким людям (объятиями и поцелуями, которые малютка выполняет как по просьбе, так и в порыве нежности), появлением новых слов в лексиконе, более яркой мимики и интонационных нот голоса. А эти радостные и яркие моменты сторицей перекрывают не самые светлые моменты, которые, между прочим, позже будут вспоминаться с улыбкой и умилением: «Надо же, был такой маленький, и уже тогда так крепко проявлял характер!».
Add a Comment