К началу четвертого месяца малыш не только совершенствует физические навыки, но также и становится более социально зависим – ему становятся неинтересны самостоятельные игры (с собственными ручками, мобилем на кроватке либо игрушками), для игр обязательно присутствие близких.
Осязание
Приобретает для малыша новые очертания – он осознанно тянется к заинтересовавшим его предметам, захватывает в руку и пристально изучает (не только зрительно, но и может потянуть игрушку в рот, переминать ее пальчиками, пытаться извлечь из нее звуки путем размахивания).
Основным осязательным инструментом познания окружающего мира является именно вкусовые исследования. Все, что попадает в руки, мгновенно отправляется в рот. Дело в том, что рецепторы языка являются более чувствительными, нежели нервные окончания пальцев и ладошек. Язычком малыш чувствует не только вкус, но и текстуру, объемность предмета. Не стоит запрещать ему такие исследования – необходимо предоставить малышу возможность безопасного познания предметов.
Для этого можно приобрести в магазине специальные грызуны различной структуры (шероховатые и гладкие, с поперечными и продольными рисунками и пр.), а также любые крупные детские игрушки (не мягкие). Можно также разнообразить количество таких предметов, например, тот же тканевый шарик обтянуть несколькими слоями пищевой пленки – мягкость игрушки сохранится, а вот впитывания ею слюны не будет (соответственно, ребенку в ротик не попадет слюна, пропитанная внутренней пылью игрушки).
Органы чувств
Зрительный аппарат приближается к завершающему этапу развития – малютка уже способен в полной мере различать цвета (но не оттенки), размеры и объемы предметов, расстояние до них. Формируются первые возможности зрительной памяти — ребенок узнает близких в непривычном образе (например, маму с полотенцем на голове, или папу в очках и шляпе).
Для дальнейшего развития зрительного аппарата необходимо стимулировать глазные мышцы посредством игр отдаления и приближения игрушки, ее перемещения в стороны. Также можно начинать играть с ребенком в прятки – эта игра развивает также и логическое мышление. Именно в этом возрасте формируется бинокулярное зрение, что предоставляет крохе возможность рассматривать предметы. Когда ваше лицо скрывается за полотенцем (желательно белым), глаза крохи фокусируются на большой однотонной площади, зрачки суживаются, а когда полотенце опускается и появляется лицо мамы – расширяются. Этот факт обусловлен не только площадью осматриваемого предмета (и наличием мелких деталей, на лице это нос, глаза, рот и пр.), но и активной работой головного мозга (исследования психологов Гесса и Полта).
Слуховой аппарат также активно развивается, причем интересным является следующее наблюдение: при пении (либо напевании мелодий или песен) мамой кроха реагирует более оживленно, чем на запись известных исполнителей либо музыкантов. Также если напевать быструю мелодию – кроха приходит в оживление, бурно реагирует, размахивает ножками и ручками, может начать «напевать» (гулить), если мелодия спокойная – малютка замирает, внимательно вслушиваясь в интонации пения.
Развитие слуха предусматривает, конечно же, раздражение слуховых связок различными звуками. Многие родители стремятся привить малютке любовь к музыке, включают ему произведения великих классиков, это, конечно же, замечательно! Но чем больший диапазон звуков кроха услышит – тем лучше, не стоит исключать неприятные звуки (например, шуршание, срежет, писк и пр.). Для адекватного развития слуха обязательно проводите с крохой такие игры:
- произносите несложные слоги (ма, па, ба) попеременно то возле одного ушка крохи, то возле другого. При этом меняйте интонации, голос, громкость, через некоторое время малыш обязательно попробует вас копировать и произнесет первые слоги!;
- разнообразьте музыкальные погремушки малыша – приобретите полный набор с различными звуковыми диапазонами, либо создайте их сами: в яйца от киндера положите различные крупы, мелкие камни, лоскутки фольги. Покажите малютке, как нужно извлекать из них звук, потрясите ручкой крохи с игрушкой, либо своей так, чтобы он видел ваши движения;
- закрепите на ручке ребенка «музыкальный» браслет (крохотная игрушка, с вшитым в нее колокольчиком, закреплена на тканевом браслете). Меняйте местоположение игрушки (можно закреплять и на ножки), ребенка обязательно заинтересует, отчего при движении возникает звук.
Общение
Проявлять свою радость от появления мамы в поле зрения ребенок начинает, не дожидаясь речевого контакта с ее стороны – он активно машет ручками и ножками, гулит, улыбается и смеется. Малыш все больше овладевает искусством выражения собственных эмоций, теперь он может не только проявлять недовольство посредством плача, но и начинает хмуриться, кривить и поджимать губки.
Крохе становятся неинтересны игры наедине – он требует регулярного общения, при этом не переставая изучать все вокруг. Необходимо озвучивать привлекшие его внимание предметы, не усложняйте и не коверкайте их названия (кубик вместо куба, слоник вместо слона и пр.). Но также и не стоит упрощать слова (ляля, кися, ав-ав), у ребенка уже происходит формирование пассивного словарного запаса, и в будущем такое общение может стать причиной неправильного произношения и коверкания слов.
Для развития речевых навыков, а также и слухового аппарата, рекомендуется регулярно играть с малышом в «зеркальную» игру – повторяйте за ним его звуки, причем нужно стараться произносить их с той же интонацией, громкостью и протяжностью. После нескольких таких повторений введите собственный звук (например, ребенок произносит «а-а-а», вы же произносите «у-у-у»), кроха обязательно попытается его повторить.
Add a Comment