Игровой процесс является неотъемлемым элементом в пути всестороннего развития малыша. С каждым месяцем он обогащается новыми играми, которые открывают не только новые физические возможности, но и обогащают эмоциональное и умственное развитие маленького человечка.
Ролевые
В четыре месяца малютка готов к первым простейшим ролевым играм, ведь теперь его зрительный аппарат развит настолько, что способен различать объемность и строение игрушки. Это могут быть как диалоги, например, зайца или кота, с малышом, так и диалогово-тактильные игры. Примером такой игры является следующий ход событий:
1) Возьмите в руки игрушку, привлеките к ней внимание ребенка, «поздоровайтесь» (обязательно озвучивайте каждое действие своим голосом, а речь игрушки – искаженным). Например:
- мама: Димуша, посмотри, кто пришел! Это Заяц!
- заяц: «Привет, Дима! А где твои руки? Вот же они!» — при этом игрушкой прикасайтесь к ручке ребенка
- мама: «Прыг-скок по ладони» — соответственно, зайка прыгает по ладошке крохи
- заяц: «А где твои ноги? Пойду, поищу!» — зайка прыгает по телу ребенка (или в воздухе) к ножкам;
2) Пусть заяц споет песенку, расскажет стишок или потешку. Можно голосом игрушки попросить малютку повернуться (при этом отведите игрушку в боковую сторону так, чтобы ребенок, следя глазами за ней, должен был совершить это движение);
3) По окончанию игры «попрощайтесь» с малышом, расскажите, куда идет заяц, когда он вернется.
В такой игре затрагиваются все ощущения крохи: тактильные, зрительные, слуховые, эмоциональные, происходит формирование пассивного словарного запаса. Не стоит усложнять слова (заинька, ноженьки и пр.), называйте предметы правильно, не коверкая названия.
Моторные
Такие игры заключаются в стимулировании двигательной активности ребенка, они тесно связаны с массажем и гимнастикой. Ярким примером является игра «Танец кулачков», для которой понадобится игрушка на веревке:
- положите ребенка на спину, привлеките его внимание к игрушке (при этом озвучивайте каждое ее и малыша действие), держа за край веревки, плавно покачайте игрушку из стороны в сторону, при этом она должна касаться рук ребенка. Он будет размахивать ручками, пытаясь схватить игрушку, если крохе это удается – не отнимайте ее у него, дайте немного поиграть;
- переместите игрушку к ногам крохи, также покачайте ее, чтоб она касалась ножек (желательно, чтобы стопы были оголены). Кроха будет пытаться достать и толкнуть ее, ведите ход игры так, чтобы ему это удавалось;
- положите игрушку сбоку ребенка на кровать, помогите ему перевернуться на животик (при этом малютка опирается на руки, сжатые в кулачки – физиология этого возраста). Потяните за край веревки так, чтобы игрушка прикоснулась к кулачкам. Малыш не сможет ее захватить (руки сжаты в кулаки), но обязательно попытается толкнуть игрушку. Когда малютка устанет – помогите ему повернуться на спину;
- возьмите руки малыша в свои, помассируйте их в направлении от плеча до ладоней. Плавно разведите их в стороны, после скрестив на груди. Помассируйте ладошки и пальчики – эти действия снимут напряжение мышц;
- дайте ребенку в ручки веревку (примерно в 30 см. от игрушки), он сожмет ее в кулачке. Протяните за свободный край так, чтобы игрушка переместилась в ладонь малыша. Такие действия не только являются дополнительным массажем, но и станут для ребенка новым открытием, воспользоваться которым он сможет через 2-3 недели (кроха будет тянуть за веревочку, приближая игрушку к себе).
Речевые
Взаимосвязь нервных окончаний и точек, расположенных на ладони, доказана многими учеными и исследованиями. Эти доказательства носят не только исторический характер, но и физиологический (при работе пальцев усиливается деятельность определенных зон мозга). Именно поэтому при речевых играх (например, «Зеркальной»), либо в процессе общения, напевания потешек, очень важным является тактильный контакт и разминание пальцев. Наглядными примерами являются известные игры «Сорока-ворона», «пальчики в лесу» и пр. Менее известными, но такими же эффективными и интересными являются следующие игры:
«Вкусные пальчики»
- В маленьком лукошке,
- Крохотной ладошке, (щекочете ладонь, водите пальцем по кругу)
- Сладости лежали. (сожмите ладошку в кулачок)
- Этот пальчик шоколадный, (отгибаете и массажируете пальчики, начиная с большого)
- Этот пальчик мармеладный, (указательный)
- Этот с привкусом зефира, (средний)
- Этот с запахом пломбира, (безымянный)
- А мизинчик самый-самый
- Пальчик сладенький для мамы! (мизинец);
«Птички»
- Пой-ка, сыночка (дочка), напевай-ка,
- Посчитай всех птичек! (начинаем считать и массажировать пальчики на каждой руке)
- Один, два, три (до десяти) птичек — стайка: (в конце счета погладить ладошку)
- Эта птичка — соловей, (мнем и загибаем мизинчик)
- Эта птичка – воробей (безымянный)
- Эта птичка — свиристель, (средний)
- Эта птичка — коростель, (указательный)
- Эта птичка — совушка, (большой)
- сонная головушка; (загибаем большой сверху всех пальчиков)
- перебираем пальчики второй руки:
- Эта птичка — скворушка, (мизинчик)
- Серенькое пёрышко; (щекочем и загибаем пальчик)
- Это – зяблик (безымянный)
- Это — стриж, (средний)
- Это — развесёлый чиж (указательный)
- Ну, а это — большой орлан (большой)
- Пролетелся по холмам (ложим большой пальчик на «холмы» — остальные пальцы)
- Птички, птички – Вы все где? Мы все там! (щекочем подушечками пальцев ладошки, перебирая и пальчики)
- Быстро-быстро по домам! (берем кулачки малыша в свои ладони).
Также при проведении игр желательно уделить внимание массажированию, растиранию, легким щипкам ладоней и пальцев, а также аккуратному отведению в сторону большого пальчика. Необходимо уделять внимание развитию обеих рук в равной степени, распределяя между ними игры и занятия.
Add a Comment