Основным средством развития и восприятия новорожденного ребенка становится тактильный контакт. Супруги Деннисовы стали основоположниками данного факта – ими был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что для полноценного взросления и становления психологической личности, ребенку необходим полноценный телесный контакт (поглаживания, щекотка, прикосновения, поцелуи, объятия). По окончанию эксперимента дети, входившие в экспериментальную группу, не отставали по развитию от сверстников, хотя и были ограничены в социальном общении.
Тактильный контакт
Психологические исследования показывают, что потребность новорожденного в физических прикосновениях является неотъемлемой частью его развития, которое требует определенных условий. Например, ребенок, чувствующий незащищенность, страх, дискомфорт не может в полной (и даже частичной) мере воспринимать и изучать окружающие его предметы. Ощущая тепло маминого тела рядом, чувствуя ее запах, слыша знакомые ритмы сердцебиения, малыш затихает, расслабляется и открывается новым познаниям.
Именно поэтому рекомендуется кормить ребенка исключительно на руках (даже если он находится на искусственном вскармливании), во время бодрствования приподнимать кроху и рассказывать что попадает в поле его зрения, акцентировать внимание на крупных и ярких предметах. Не стоит оставлять ребенка надолго одного, либо в присутствии других людей (даже папы), пока единственным значимым и важным человеком в его жизни является мама, и ее отсутствие негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии малыша.
Упражнения
Основной упор при развитии ребенка 1 месяца жизни необходимо делать, как уже говорилось, на физическое восприятие. Проводя упражнения, не стоит ждать от ребенка бурного выражения эмоций – его тело еще не способно к целенаправленным движениям. Чтобы понять нравятся ли крохе ваши действия необходимо обратить внимание на его движения – если ручки и ножки немного расслабляются – это верный признак положительного отношения. В противном случае ребенок поджимает ножки и ручки к животику, может начать плакать. В таком случае необходимо отложить занятия на несколько часов либо дней.
Проводить занятия рекомендуется спустя 30-40 мин. после сна и еды. Необходимо снять одежду с крохи, можно совместить упражнения с принятием солнечных и воздушных ванн. Во время тактильного общения с ребенком не стоит отказываться от общения речевого – можно рассказывать крохе, что вы делаете в каждый момент, озвучивать свои действия, а можно и петь песни, как детские, так и сочиненные вами лично. Я своему сыну пела «нашу» песенку, которую применяла исключительно для упражнений (к концу второго месяца, когда я начинала ее напевать, сын начинал активничать – знал, что мама будет делать приятно). Всего занятие занимает 10-15 мин. и состоит из четырех этапов:
- ребенка положить на спинку, подушечками пальцев провести последовательно от плеч до пальчиков, от бедер до стоп, от шеи до бедер, сделать три круговых движения по животику (обязательно по часовой стрелке), повторить три раза;
- взять в ладонь руку ребенка, подушечкой большого пальца мягкими круговыми движениями промассировать кожу, плавно скользя по ручке вниз до кисти. Аналогично помассировать ножки от бедер до стоп. Повторить три раза, чередуя массирование рук и ног;
- перевернуть малыша на животик, правую руку поместить под подбородок и мягким движением поддержать голову малыша (он будет пытаться приподнять головку и зафиксировать ее в вертикальном положении). Не поддерживать голову больше 5-7сек! После этого мягко повернуть головку в боковую сторону и положить ее горизонтально. Провести раскрытой ладонью по спинке малыша (от плеч до щиколоток), затрагивая ручки. Повторить три раза;
- накрыть ножки младенца раскрытой ладонью, приподнять на 5-10 сек, разорвав телесный контакт, после опять накрыть ладонями ножки. Повторить три раза. Аналогичным образом прикасаться к ручкам и животу ребенка . После этого повторить п.1.
Для ребенка эти процедуры являются весьма утомительными, поэтому после них он, вероятнее всего, захочет спать. Проводить их рекомендуется ежедневно.
Add a Comment