Большинство малышей этого возраста уже не только вполне уверенно стоят непродолжительное время на ножках, но и сделали первые самостоятельные шаги. Правда, они больше похожи на бег перед падением – малютка наклоняет корпус вперед и спешит навстречу рукам мамы или дивану. Освоение ходьбы требует регулярных и систематических тренировок, ведь без них у малыша просто не будет возможности попрактиковаться в этом новом достижении.
Поощрение – мать учения
Ходьба за ручку или с поддерживанием под бока – это, конечно, хорошо и необходимо, но также требуется и тренировка самостоятельных шагов. Вспомните, как вы тренировали первый шаг: сидя напротив малыша буквально в 30 см. вы тянули к нему руки и подбадривали ласковыми словами. Аналогичным образом следует поощрять малыша пройти более долгий путь в мамины руки, при этом постепенно увеличивая между вами расстояние. Также отличной тренировкой станут осложненные упражнения в ходьбе:
- возьмите в руки куклу и предложите малышу к ней дойти самому (сядьте напротив ребенка и, завлекая его игрушкой, позовите к себе);
- когда малыш сделает несколько самостоятельных шагов – предложите ему пойти с куклой поискать мяч, который потерялся и очень ей нужен. Проследите, чтобы малыш взялся за руку куклы полной пятерней правильным захватом (большой палец направлен в противоположную сторону по отношению к остальным четырем);
- не тяните куклу и не направляйте малыша в сторону, просто сопровождайте его, при этом словесно поддерживая контакт – так малыш не будет полностью сосредоточен на двигательной активности и будет не так напряжен. Например, можно продолжать искать мяч: «Где же этот мяч? Я помню, что видела его в твоей комнате, давай сходим в детскую? Может он лежит в твоей кроватке?»;
- после того, как мяч попадет в поле зрения малютки, отпустите его ручку (выньте игрушку из нее) и попросите кроху подать игрушке мяч. Посадите куклу на пол, а сами станьте перед мячом для страховки малыша от падения. После помогите малышу взять мяч (он уже умеет нагибаться и брать предметы ручками) и отнести его кукле.
Аналогично моделируя игровые ситуации, создавайте для малыша возможность тренировки ходьбы, при этом старайтесь менять задания, например не только найти мяч, но и выбросить ненужный клочок бумаги в мусорное ведро, сложить на место игрушки или отнести грязные штанишки в ванную комнату. Такое приобщение малыша к домашним заботам помогут ему скорее уяснить законы чистоты и порядка, а также научат помогать маме и папе. При этом обязательно следите за тем, чтобы малютка не переутомился или не упал.
Преодолеваем страхи
Наверняка каждая мама слышала о том, что малыш, упав, пугается до такой степени, что бросает попытки ходьбы до лучших времен, но так ли это на самом деле? В действительности дело обстоит немного иначе, малыши еще не обладают долговременной памятью, она формируется в тот период, когда ребенок начинает активно говорить. Именно поэтому, ударившись о край стола, малыш спустя день-два повторно совершает действия, повлекшие за собой такой результат. Конечно же, наиболее яркие моменты малыш способен запомнить, а если быть точным, то запечатлеть саму обстановку и суть ситуации. Например, если малыш столкнулся с необходимостью лечения в больнице, то даже в двухлетнем возрасте, помещения, напоминающие ее коридоры, и люди в белых халатах будут сигнализировать об опасности, но вот самих событий малыш помнить не будет.
Остановка же тренировок ходьбы является результатом маминых предосторожностей, она старается ограничить или же полностью исключить возможность падения своего сокровища. Так, некоторые мамы, увидев малыша стоящим и готовым вот-вот «побежать» навстречу опоре, подхватывают кроху на руки или же опускают его в сидячее положение, побуждая малютку не идти, а ползти, или же позволяют крохе ходить, но только при наличии страховки в виде вожжей или поводков. По поводу последних существуют разносторонние мнения по поводу их влияния на организм ребенка, но неоспоримыми фактами, свидетельствующими не в их пользу, являются:
- при неправильном использовании нагрузка на спинку и ножки распределяется неравномерно, что может стать причиной заболеваний и искривлений позвоночника. Аналогичный эффект наблюдается при использовании дешевых поводков ,которые изготовлены в несоответствии со стандартами;
- малыш не получает полной возможности двигательной активности, вследствие чего тормозятся его развитие и приобретение навыков. Например, ребенок не может научиться правильно падать или же вставать, ведь от первого его регулярно предохраняют, а со вторым, напротив, помогают и всячески облегчают нагрузки при совершении этого действия (мама подтягивает за поводки ребенка вверх);
- происходит психологическое давление на ребенка, ведь он оказывается лишен права выбора (в какую сторону пойти, где присесть, что взять). С точки зрения психологии это явление имеет название «Позиция альфы» — это банальное доминирование над ребенком;
- малыш не учится сотрудничать, договариваться, взаимодействовать и решать простые по сути вопросы, ведь его не спрашивают, чего и куда ему хочется, а просто направляют и корректируют направление и движения. Не видя по отношению к себе вопросительных действий, он не сможет научиться не только спрашивать и советоваться, но и адекватно воспринимать отказ (это касается исключительно двигательной активности).
Поэтому в первую очередь пресловутые страхи необходимо преодолеть именно маме, но никак не малышу. Следует понять и принять неизбежность падений, и воспринимать их не как угрозу, а полезный опыт. Искусству падения тоже необходимо научиться, но, к сожалению, никаких упражнений для обучения этому навыку нет, поэтому стоит полагаться лишь на срабатывание защитных функций организма и самостоятельного обучения малыша прикрывать ручками лицо и группироваться при падении. Конечно же, необходимо страховать малыша, например, вблизи косяков дверей или огромных камней на улице, но на открытой местности не стоит ограничивать малыша в движении.
Add a Comment