На данном этапе жизни основными средствами умственного развития ребенка являются только игры, а правильно сформулированные и смоделированные ситуации в ней позволяют развивать память, выстраивать следственно-причинные связи и решать наипростейшие задачи.
Тактика
Руководствуясь теорией Пиаже, ребенок до 2 лет проходит первую интеллектуальную стадию развития – сенсомоторную. В возрасте 6 месяцев малютка овладевает циркулярными реакциями, т.е. совершает действия ,которые влекут за собой другие (наглядным примером является игра «Тяни за веревочку», в которой кроха подтягивает к себе шарик, привязанный к веревке, либо теребит и треплет погремушку ,чтобы услышать звук, который она издает).
Именно поэтому, уже начиная с шестимесячного возраста, следует придерживаться игр, которые требуют совершить действие для получения результата. Также необходимо, если вы не придерживались такого правила раньше, ввести в каждое действие свой ритуал, последовательность выполнения, например, при введении первого прикорма всегда одевайте слюнявчик (акцентируйте внимание на этом действии), впоследствии малютка будет просить его одеть, а став старше – будет аккуратен при приеме пищи. Аналогично применяйте это правило в играх – обязательно по окончанию игры похвалите малютку, либо обнимите и поцелуйте, посмейтесь – здесь все зависит от ваших желаний и фантазии. Важно, чтобы вы всегда выполняли свой ритуал, даже если игра закончилась плачем либо капризами крохи!
Примеры
Игры такого строения можно использовать везде – на прогулке, при купании или дома, все зависит от маминой фантазии, ведь смоделировать ситуации очень легко, например:
- привяжите к погремушке веревочку (не слишком тонкую, примерной толщиной с обувной шнурок), посадите малютку к себе на колени, либо на пол, при этом сядьте сзади него и обратите его внимание на игрушку. Когда малыш предпримет попытки к ней добраться – мягко остановите его, покажите край веревочки, потом на игрушку, слегка отрывистым движением потяните ее на себя – она затарахтит. Так, рывками, иногда переключая внимание малыша на веревочку, дотяните ее к себе и дайте крохе. Покажите ему связь между веревкой и игрушкой, подержите ее в руках, а малютка пусть потянет за веревочку (при этом помогите ему, подтолкните свои руки в его направлении, подыграйте крохе). Скоро малютка поймет, что именно нужно делать для получения погремушки;
- если вы купаетесь вместе с малышом, либо есть кресло для купания (в нем малыш принимает ванну сидя самостоятельно), можно аналогичным образом привязать лодочку либо другую резиновую игрушку к веревочке и повторить игры в ванной. Также можно поиграть в такую игру: возьмите две пластиковые чашечки (либо стаканчика) разных размеров, наберите в больший воду и поднимите над меньшим на 10-15 см. Покажите малютке пустой стаканчик и тонкой струйкой вылейте в него воду из первого стакана. При этом кроха может начать пытаться поймать воду, не мешайте ему – это отличный массаж для ладошек! Теперь продемонстрируйте малышу полный стакан с водой. Также можно дать стаканчик в ладошки малышу – ему такая игра обязательно понравится, следует лишь следить за тем, чтобы брызги воды не попали крохе в глаза, либо не испугали его;
- на прогулке можно поиграть в такую игру: возьмите прутик в руки и покажите малютке, что им можно рисовать на песке либо земле, старайтесь рисовать прямые линии – так крохе будет легче уследить за движением прутика по земле. Можно дать его в руки малютке, и, направляя движения, рисовать вместе. Если малыш знает, как выглядят животные, например, кот, можно нарисовать простую мордочку кота – кружок, глазки, носик и рот. По ходу рисования рассказывайте, что именно в данный момент вы рисуете, а по окончанию – покажите малышу полный рисунок, опять акцентируя внимание на деталях – глазах, ушах, рту и пр.
Проводя ежедневно игры подобного рода, вы предоставляете возможность крохе не только действовать согласно инструкции, но также и развивать воображение, ведь для решения одной задачи зачастую находятся несколько способов. Именно поэтому, если малыш не хочет играть по вашим правилам либо схемам – не запрещайте ему совершать новые открытия не путем воспроизведения ваших действий, а поиском собственного способа игры, ведь формирование всех способностей, в том числе и интеллектуальных, происходит в младенческом возрасте.
Add a Comment