Психомоторное развитие является огромной областью, охватывающей два направления развития ребенка – физическую и умственную, причем в норме ни одна из них не должна отставать, они развиваются синхронно и взаимосвязно.
Влияние
Игры являются основным источником приобретения новых навыков и познаний ребенком, и включают в себя элементы массажа, гимнастики, умственной и эмоциональной нагрузки. Так, врожденные рефлексы сменяются приобретенными, а новые физические навыки становятся триггерами умственной деятельности. Для более понятного изложения можно выстроить следующую цепочку, которая наиболее явственно показывает взаимосвязь:
Сосательный рефлекс → осознанный прием пищи → хватательный навык → осознанное хватание для игры → навык передвижения (переворачивания) → передвижение (переворачивание) для достижения цели (например, игрушки) и пр.
Естественно, если малюткой будет пропущен какой-либо этап развития – дальнейшее достижение и приобретение новых навыков усложняется и проходит не только более долгий путь, но и может быть вообще остановлен до тех пор, пока кроха не освоит пропущенную ступень.
Перечень забав
Сочетание игровой формы и распевания (либо повествования) потешек является действенным методом психомоторного развития. Их одновременное применение оказывает благотворное влияние на тактильное, речевое, зрительное, слуховое и эмоциональное развитие, а также на моторику, общее физическое и развитие высших психических функций (память).
Желательно подбирать игры и потешки так, чтобы действия игры озвучивались словами. Например, всем известная игра «сорока-ворона», при которой разминаются все пальчики и озвучиваются действия каждого в процессе варки каши. Также существуют такие игры, которые как нельзя лучше подойдут для 3-хмесячного ребенка:
1) «Кулачковый Кекс»
- Тесто pучками помнем, (сжимаем и pазжимаем пальчики)
- Сладкий кексик испечем, (сжимаем пальчики в кулачок)
- Серединку смажем кремом, (щекочем центр ладошки)
- Ну а сверху сладким кремом. (опять сжимаем кулачок и щекочем внешнюю часть пальчиков)
- И кокосовою крошкой (пощипываем ладошку)
- Мы присыплем кекс немножко.(легкие похлопывания)
- А потом заварим чай, (описываем несколько кругов в ладошке)
- В гости маму приглашай! (берем в свои ладони ручки ребенка и мягко сжимаем);
2) «Дружные Ладошки»
- Ручка с ручкою дружила, (трем ладошки малыша)
- Вместе радости делила. (сжимаем и разжимаем пальчики)
- В гости бегали они («бежим» двумя пальцами от ладошки до шейки)
- К личику (имя ребенка). (щекочем личико)
- Ротик, носик, щечка, глаз — (прикасаемся к частям лица)
- Все красивое у нас! (целуем ребенка);
3) «Садовые Пальчики»
- Маленькие ножки (гладим подошвы)
- Бежали по дорожке, (берем ступни в ладони и вращаем ножками, подражая бегу)
- Маленькая пяточка, (гладим пяточку)
- На пяточке заплаточка (пальцем рисуем на пятке квадрат)
- Тук-тук под каблук, (стучим пальцем по пятке)
- Дратва так и рвется, (проводим пальцем от пятки до пальчиков)
- Тук-тук под каблук, (стучим по пятке)
- Рви — не оторвется (проводим вдоль оп подошве)
- (перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)
- Горошек
- Бобошек
- Фасолька,
- Татарка,
- А ты, старый бобыще, мааарш за плотыще (берем за большой пальчик и как бы выбрасываем его за спину).
Проводить игровые занятия можно на протяжении дня, также существуют потешки для ритуалов умывания, приема пищи, умывания, купания и пр. Их благотворное влияние не ограничивается младенческим возрастом, потешки и пальчиковые игры полезны детям всех возрастов.
Add a Comment