В пять месяцев двигательная активность крохи приобретает новые очертания – он становится все более подвижен, и порой очень сложно удержать малютку в неподвижном состоянии (например, в процессе стрижки ногтей). Пальчиковые игры и потешки становятся «спасательным кругом» в таких ситуациях, к тому же они несут и полезную нагрузку – развивают эмоционально и интеллектуально, способствуют усовершенствованию мелкой моторики и пополняют пассивный словарный запас крохи.
Примеры
Для развития мелкой моторики используются потешки, в которых главными «действующими лицами» становятся пальчики, например:
«Что одели пальчики?»
- Раз,два,три,четыре,пять (по ходу счета загибаем каждый пальчик)
- Будем пальчики считать, (разжимаем кулачок)
- Этот пальчик толще всех — (берем большой пальчик)
- И одет он в теплый мех, (разминаем его)
- А второй оделся в шаль — (берем указательный)
- Он указывает в даль. (разминаем)
- Средний пальчик смелый-смелый — (берем средний)
- И одет он в шарфик белый, (разминаем)
- Безымянный пальчик тут (берем безымянный)
- И на нем теплый тулуп, (разминаем)
- А мизинчик самый жаркий — (берем мизинец)
- Он в пуховик оделся яркий. (разминаем)
- Каждый пальчик разодет (берем все пальчики)
- Не замерзнет, нет-нет-нет! (сжимаем кулачок);
«Пальчики-мальчики»
- Самый большой пальчик, (берем большой пальчик)
- Это толстый мальчик, (щекочем подушечками пальцев от ладони до ногтя)
- Много порций каши съел, (похлопываем по внутренней стороне пальчика)
- Потому и растолстел. (разминаем круговыми движениями)
- Этот пальчик — указательный, (соответственно, берем его)
- Он мальчик очень внимательный, (щекочем)
- Он все видит, но не скажет, (похлопываем)
- Только в сторону покажет. (разминаем)
- Средний пальчик – этот вот, (берем)
- Длинный мальчик самый, (щекочем)
- Он в середочке живёт. (похлопываем)
- Рядышком с друзьями. (разминаем)
- А другому пальчику (берем безымянный)
- Скромненькому мальчику (щекочем)
- Имени не дали, (похлопываем)
- Безымянным все прозвали. (разминаем)
- Ну а этот пальчик (берем мизинчик)
- Маленький мальчик, (щекочем)
- Мизинец называется – (похлопываем)
- На нём ладонь кончается. (разминаем)
- Все мальчишки дружные (сжимаем кулачок)
- И очень-очень нужные (разжимаем кулачок и хлопаем в ладошки).
Если потешки использовать в качестве вспомогательных элементов (при той же стрижке ногтей), то все движения следует проводить в промежутках между состриганием ногтиков. Чтобы малышу было интересно действуйте следующим образом: состригите один ногтик, при этом не прекращая распевать потешку, отложите ножнички и разомните пальчик, теперь можно приступать к состриганию следующего ногтя, т.е. процесс стрижки и игры должны чередоваться.
Развивающие игры также могут стать отличным способом изучения названий частей тела, а учитывая, что при их проведении также предусмотрен тактильный контакт к ним – ребенок скорее выучит не только их названия, но и местоположение. Например:
«Кто что возьмет?»
- Лягушка-квакушка,
- (имя ребенка) хвать за ушко. (прикоснитесь к ушку)
- Паучок-боровичок,
- (имя ребенка) хвать за бочок. (погладьте бока крохи)
- Песик-барбосик
- (имя ребенка) хвать за носик. (поцелуйте носик)
- Олени, олени,
- (имя ребенка) хвать за колени. (прикоснитесь к коленкам)
- Бегемот-огромный рот
- (имя ребенка) хвать за живот. (погладьте животик круговыми движениями)
- Кузнечики, кузнечики,
- (имя ребенка) хвать за плечики. (слегка разомните и расправьте плечи)
- Оса-егоза
- (имя ребенка) хвать за волоса. (погладьте по головке);
«Что? Зачем? И как?»
- Для чего (имя ребенка) ножки? (разминаем ножки, поглаживаем, слегка щипем)
- Чтобы бегать по дорожке! (имитируем бег)
- Для чего (имя ребенка) ушки? (разминаем мочки ушек и поглаживаем раковину уха)
- Чтобы слушать погремушки! (можно потарахтеть погремушкой)
- Для чего сыночку ротик? (гладим губы)
- Чтоб у мамы молоко пить! (проведите пальцем условную вертикальную линию по центру губ – кроха откроет ротик)
- Для чего сыночку глазки? (касаемся области глазок либо бровей)
- Чтоб смотреть на мира краски! (сделайте размашистый плавный жест рукой, обводящей комнату)
- Для чего сыночку спинка? (поверните кроху на живот и погладьте, слегка разомните спину)
- Чтоб валяться на простынке! ( возьмите ребенка за руки и слегка потяните за них вверх, принуждая ребенка как бы потянуться)
- Для чего сыночку попа? (помните, помассируйте попку)
- Что его ладошкой хлопать! (слегка похлопайте)
- Для чего сынок родился? (поверните кроху на спинку)
- Чтобы маму радовать! (улыбнитесь малютке и поцелуйте его).
Также можно развивать кроху при помощи игрушек, например, попробуйте предложить малютке какую-либо игрушку в тот момент, когда обе его руки уже заняты какими-либо предметами. Сначала малютка попытается взять третью игрушку, не выпуская двух из ладошек, но очень скоро поймет, что именно нужно сделать в такой ситуации. Такая игра становится не только тренировкой навыка выпускания предметов из ручек, и первым представлением о силе притяжения, но и способствует развитию логических мыслительных процессов.
Add a Comment