Игровой процесс в жизни ребенка занимает главенствующее место – с его помощью он получает не только заряд позитивных эмоций, но и всесторонне развивается. Совершенствуются и познаются навыки всех областей – физической, умственной, эмоциональной. Развитие каждого навыка имеет свои особенности игры, правила и меры безопасности.
Для эмоционального развития
Наполнение эмоциями и обучение их проявлений тесно связано с социальным развитием крохи, т.е. регулярным общением. Проводя любые игры, упражнения, процедуры мама не прекращает речевое общение с малюткой, улыбается ему, смеется и радуется, мимически выражает собственные эмоции (также и наигранно хмурится, ласково журит и пр.). Малютка учится каждому жесту, и зеркально отображает ваши действия. Именно поэтому именно эмоциональное развитие не требует каких-либо специальных упражнений, они применяются повседневно и являются общением.
Для физического развития
Игры такого направления многообразны, направлены на развитие зрительной концентрации, мелкой и крупной моторики, координацию движений, осязательные восприятия и даже стимулируют речевой аппарат.
Для развития зрительного аппарата необходимо использовать игрушки среднего размера (например, мячик диаметром 10-15см), которые имеют яркий цвет (но не более трех сочетаний). Схематика игры заключается в следующих действиях:
- привлеките внимание крохи к игрушке, например, если малыш лежит на спине – отведите свою руку с игрушкой на расстояние 50-70 см. от лица ребенка, если на животе – положите игрушку перед ним на такое же расстояние;
- после того, как кроха сфокусирует взгляд на ней, плавно переместите ее влево, а после вправо. Важно, чтобы игрушка оставалась в поле зрения малыша, и при отслеживании ее перемещения ему было необходимо немного повернуть голову (примерно на 1-2см);
- приблизите игрушку к ребенку (не ближе, чем на 40 см. от глаз, и не далее 70см.), потом плавно отдалите ее;
- повторите горизонтальные перемещения игрушки. Если кроха еще не устал (лежа на животе игра не должна занимать более 1-2мин.) вложите ему игрушку в руки, и плавно перемещайте ее из стороны в сторону. Ребенок обязательно предпримет попытки взять ее в ротик, не останавливайте его, дайте попробовать ее на вкус.
Следующая игра направлена на развитие координации движений рук, мелкую и крупную моторику:
- возьмите три шарика разных размеров и материалов изготовления (например, 5,7,10 см в диаметре, один бумажный, второй тканевый, третий пластиковый), вкладывайте их попеременно в ладошку ребенка;
- наименьшим шариком сделайте массаж ладошки – раскройте ее и плавно прокатите шарик от кисти до краев каждого пальчика;
- вложите в каждую ладонь по шарику, при этом то сводя до разводя в стороны ручки малыша, можно также перемещать ручки вертикально (одну вверху, другую вниз).
Игры для развития слухового восприятия предусматривают использование колокольчиков, музыкальных игрушек, шариков с внутренним наполнением. Необычной является следующая игра с применением фольги (можно взять с шоколада):
- разделите лист фольги на 2 куска, один скатайте в неплотный шарик. Вложите его в ладошку крохи, и плавно, без нажима сожмите его ручку в своей. При этом желательно отсутствие посторонних звуков (телевизора, музыки и пр.). Малыш обязательно обратит внимание на источник звука;
- второй лоскут также разорвите пополам, одной частью пошуршите сначала в одной стороне (на расстоянии 70-90см от ушка ребенка), потом в другой. Другую часть дайте ребенку в ручки, перебирая его, кроха обязательно попытается взять в ротик – этого допустить нельзя!
При проведении игр не забывайте общаться с малюткой, разговаривайте с ним, напевайте песенки, например при игре с шариками можно каждое действие озвучивать несложной песенкой:
- Вот моя ладошка,
- Маленькая крошка.
- Крохотный мизинчик
- Уже хочет спать,
- Пальчик рядом –
- Прыг в кровать!
- Средний пальчик прикорнул,
- Указательный заснул,
- Ты, большой, не шуми,
- Младших братьев не буди!
Для умственного развития
Развитию анализирующих способностей способствуют все игры ( ребенок связывает движение+звук, движение+тактильный контакт, любое действие+эмоциональная реакция мамаы и пр.). Для стимуляции необходимо четко озвучивать предметы, которые заинтересовали малютку. Для становления в будущем правильной речи (пассивный словарный запас начинает формироваться с 3-4мес.) необходимо правильно обозначать вещи (например, не «ляля», а кукла; не «шарик», а шар; не «цыпа», а курица и пр.).
При проведении игр, а также в повседневных занятиях, как можно больше озвучивайте свои действия (например, «мама взяла чашку, сейчас будет пить чай. Это ложка, я ею насыпаю сахар. Сахар – это…» ). Конечно, малютка не поймет всей смысловой нагрузки, но основные интонационные ударения он уловит, также как и наиболее часто повторяющиеся слоги (отсюда и образуется гуление – растягивание гласных, копирование речи).
Также умственному развитию способствуют и активные игры – они способствуют ускорению кровотока, насыщению организма в целом, и мозга в частности, кислородом.
Add a Comment