Уровень психомоторного развития является важным показателем общей картины развития ребенка, именно поэтому ему придается отдельное значение. Чтобы избежать не только частичной, но и количественной оценки нарушений, необходимо развивать ребенка всесторонне. Роль игр и потешек в этом процессе занимает одно из первых мест, ведь они сочетают в себе все аспекты, требуемые для уравновешивания баланса при развитии.
Влияние и роль
При проведении игровых упражнений, распевании потешек активизируются главные процессы организма крохи – увеличивается концентрация зрения и внимания, развивается мелкая и крупная моторика, осваиваются и закрепляются навыки двигательной активности, а также малютка учится сопоставлять и выстраивать следственно-причинные связи звука, движения и результата.
Каждая отдельная игра (либо потешка) несут определенную нагрузку, именно поэтому не стоит придерживаться всего нескольких игр. Их разнообразие является отличной тренировкой памяти, ведь, например, потешки, отличаются стихотворным содержанием и комплексом движений. Проводя ежедневно разные игры, вы заметите, что услышав какую-либо из потешек, малыш попытается самостоятельно воспроизвести требуемые движения (активизируется слуховая и мышечная памяти).
Примеры
Отличие игр и потешек состоит в их воспроизведении – потешки распеваются, имеют свою ритмику и темп, а процесс игры просто сопровождается озвучиванием действий. Это не значит, что игры несут меньшую пользу, для слухового восприятия крохе необходимы все виды общения и принятия речи.
В процессе игры можно использовать игрушки, кубики, грызуны, они являются отличным стимулом для двигательной активности:
- возьмите две-три игрушки одинаковой формы, но разных размеров, фактуры и цветов, желательно чтобы малютке было удобно их взять в руки (например, это могут быть погремушки, кольца от пирамидки, грызунки). Можно сделать их самостоятельно, сшив необъемные тканевые квадратики из разных тканей, можно нашить на некоторые пуговицы, а внутрь поместить погремушку. Положите их перед крохой (можно чередовать, выкладывать по одному предмету). Когда малютка берет какой-либо предмет – называйте его, описывайте цвет, форму, размер. Обратите внимание на поведение малыша – вероятнее всего он не будет торопиться взять в их ротик, а будет тщательно рассматривать, перебирать в пальчиках;
- возьмите небольшой надувной шарик (примерный диаметр 10-15см), подержите его над ручками малыша, поводите из стороны в сторону (если крохе удалось его схватить – не отбирайте, дайте поиграть). Потом переместите шарик в сторону ножек, направьте шарик так, чтобы малыш смог захватить его в объятия ножками, зафиксируйте это положение, пусть кроха некоторое время попытается его удержать. Можно поиграть в футбол – придерживайте малютку под мышками и потолкайте шарик ногами (при этом кроха должен прикасаться ножками к поверхности), но длительность этого упражнения не должна превышать 30-60сек;
- мышечная система малютки созрела для введения игры «Летчик» — держа кроху под грудь и животик (ладонями и лучевой кистью) полетайте с малышом – плавно перемещайте его в воздухе из стороны в сторону, вверх и вниз. Также можно держа малютку ладонями за корпус (грудную клетку) покачаться в положении сидя (мама плавно откидывается назад на ягодицах, и возвращается в первоначальное положение «сидя»). Разнообразьте упражнения на гимнастическом мяче – покачайте кроху не только на животике, но и на спине, бочках, потопайте ножками по мячу – это первые попытки балансирования. Такую ходьбу можно проводить длительнее, нежели на твердой поверхности.
При играх обязательно озвучивайте действия, просите кроху совершить какое-либо движение (Лови мяч, Повернись на живот, Держи шар), условие правильного произнесения слов (не сокращения либо ласкательного обращения) остается в силе.
При помощи потешек можно начать изучать строение тела (помним о формировании пассивного словарного запаса), например:
«Чьи пятки»
- Лежит малыш в кроватке (гладим тело крохи)
- А чьи же это пятки? (стучим пальчиком по пяткам)
- Эти пятки сладки (массажируем ножку)
- Моего малятки (гладим тело)
- А для чего малютке ножки? (гладим ножки от бедра до стоп)
- Бегать-бегать по дорожке (копируем движения велосипедиста)
- Чьи же это ножки? (гладим ножки)
- Ножки моей крошки! (гладим ребенка и целуем).
«Забавные руки»
- Мишины (имя ребенка) маленькие ручки (берем руки ребенка в свои)
- Никогда не знают скуки (хлопаем в ладошки)
- Важные у них дела: (разводим руки в стороны)
- Та схватила, та взяла (поочередно сводим руки к животу)
- Все игрушки носим (опускаем руки вниз)
- Птичку (поднимаем руки) и ежа (опускаем руки)
- Мы погладим не спеша (трем ручки друг о друга)
- Пальчики-малышки (щекочем пальчики обеих рук)
- Помощники Миши (гладим ребенка)
- Мизинчик очень мал (массажируем мизинчик)
- Рядом безымянный стал (массажируем безымянный)
- Средний – не последний (массажируем средний)
- Самый здесь внимательный
- Палец указательный (массажируем указательный)
- Стоит здесь стороной
- Самый важный и большой (массажируем большой)
- Помогают пальчики послушные (мнем все пальчики, перебирая их)
- Совершать дела все нужные (хлопаем в ладошки).
Add a Comment